Конспект по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе.

Лепка «Петушок»

Цель: познакомить детей филимоновской игрушкой.

Задачи:

-учить детей лепить филимоновскую игрушку из полимерной глины.

-воспитывать эстетическое восприятие произведений народного творчества.

-рассмотреть узоры филимоновской росписи.

-развивать воображение

Предварительная работа:

-беседа о народных промыслах

 -рассматривание филимоновской игрушки

-знакомство детей с процессом изготовления филимоновской игрушки.

Материал:

филимоновские игрушки, иллюстрации с изображением филимоновской игрушки, иллюстрации с элементами росписи, доски для лепки, салфетки, полимерная глина, стека, акриловые краски, кисти, баночка для воды.

 

                                                             Ход занятия:   

Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу показать вам филимоновскую игрушку «Петушок», но с начало я расскажу историю появления филимоновской игрушки.

История филимоновской росписи берёт начало в Тульской области, в деревне Филимоново Одоевского района. 

По одной из легенд, промысел основал гончар Филимон, который обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из неё горшки и игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. 

Все филимоновские игрушки были свистульками. Чаще всего мастера изображали людей и животных, иногда лепили композиции из нескольких фигур — например, статуэтку «Любота» в виде влюбленной пары.

Форму для игрушек выбирали простую, без мелких деталей. Женские фигурки называли барынями, мужские — кавалерами или солдатами, в зависимости от деталей костюма. Те и другие имели узкое и короткое туловище с тонкой талией, которое переходило в объемные штаны или пышную юбку-колокол.

Конусообразная голова почти не отличалась по ширине от шеи и была увенчана головным убором — платком или шляпкой у женских персонажей, фуражкой или цилиндром у мужских. В руках барыни держали младенца или птичку-свистульку, кавалеры — петуха или гуся.

Из животных филимоновские мастера чаще всего изображали петушков, медведей, лошадей, коров, оленей. Различались они характерной формой рогов или ушей, остальные пропорции были почти одинаковыми: тонкое вытянутое тело с плавными изгибами, стройные ноги, длинная шея и небольшая голова.

 

 Воспитатель: Какие цвета, характерны для данного промысла?

Дети: желтый, красный, зеленый, синий, малиновый.

Воспитатель: Какие элементы узора используются?

Дети: полоски, линии, точки, круги

Воспитатель: Линии рисуют в различных сочетаниях и рождаются солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры. Животные и птицы всегда расписываются в определенном порядке: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще желтым. Лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

Воспитатель: сегодня я вам хочу предложить слепить филимоновского петушка. Лепить будем из полимерной глины, затем раскрасим петушка акриловыми красками. 

  Воспитатель обсуждает вместе с детьми порядок выполнения работы.

1 этап. Влепить игрушку из глины, указывая на характерные особенности формы (вытянутая, с длиной шеей).

Сначала скатываем шар из комка глины, теперь раскатываем прямыми движениями ладоней, сглаживаем и округляем края.

Вытягиваем шею петушка, слегка наклоняем небольшую голову. Заострим клювик, прищипываем пальчиками бородку и гребешок.

Лепим хвостик, вытягивая часть глины, формируем пальцами, а затем проделываем отверстие карандашом.

2 этап. Оставить изделие до полного высыхания.

3 этап. Покрыть игрушку белой гуашью.

4 этап. Расписать изделие, использую цвета и элементы, характерные для филимоновской игрушки.

Воспитатель: -Ребята, перед тем как мы приступим к работе, я предлагаю размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Я красавец петушок!

Создан для парада!

Перья пух! Перья пух!

Гребешок? Что надо

Глазки-щелки! Очи зорки!

Голосок соловушки.

Полюбуйтесь! Полюбуйтесь!

На цветные перышки.

Воспитатель: - Ребята предлагаю приступить к работе. (Дети берут глину и начинают лепить петушка. Воспитатель помогает детям, если они нуждаются в помощи). После окончания работы все петушки поставим на полочки для полного высыхания, на занятии по рисованию, мы раскрасим петушков.

Воспитатель: - Ребята, вам понравилось лепить петушка?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Что далось легко, а в чем испытывали трудности?

Ответы детей.                

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога