Конспект по художественно-эстетическому
развитию в подготовительной к школе группе.
Лепка «Петушок»
Цель: познакомить детей
филимоновской игрушкой.
Задачи:
-учить детей лепить
филимоновскую игрушку из полимерной глины.
-воспитывать
эстетическое восприятие произведений народного творчества.
-рассмотреть узоры
филимоновской росписи.
-развивать воображение
Предварительная работа:
-беседа о народных
промыслах
-рассматривание филимоновской игрушки
-знакомство детей с
процессом изготовления филимоновской игрушки.
Материал:
филимоновские игрушки,
иллюстрации с изображением филимоновской игрушки, иллюстрации с элементами
росписи, доски для лепки, салфетки, полимерная
глина, стека, акриловые краски, кисти, баночка для воды.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята,
сегодня я хочу показать вам филимоновскую игрушку «Петушок», но с начало я расскажу
историю появления филимоновской игрушки.
История филимоновской
росписи берёт начало в Тульской области, в деревне Филимоново Одоевского
района.
По одной из легенд,
промысел основал гончар Филимон, который обнаружил залежи отличной глины и
начал лепить из неё горшки и игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали
Филимоново.
Все филимоновские игрушки были свистульками. Чаще
всего мастера изображали людей и животных, иногда лепили композиции
из нескольких фигур — например, статуэтку «Любота» в виде
влюбленной пары.
Форму для игрушек выбирали простую, без мелких
деталей. Женские фигурки называли барынями, мужские — кавалерами или
солдатами, в зависимости от деталей костюма. Те и другие
имели узкое и короткое туловище с тонкой талией, которое переходило
в объемные штаны или пышную юбку-колокол.
Конусообразная голова почти не отличалась
по ширине от шеи и была увенчана головным убором — платком или шляпкой у женских персонажей, фуражкой или
цилиндром у мужских. В руках барыни держали младенца или
птичку-свистульку, кавалеры — петуха или гуся.
Из животных филимоновские мастера чаще всего
изображали петушков, медведей, лошадей, коров, оленей. Различались они
характерной формой рогов или ушей, остальные пропорции были почти одинаковыми:
тонкое вытянутое тело с плавными изгибами, стройные ноги, длинная шея
и небольшая голова.
Воспитатель:
Какие цвета, характерны для данного промысла?
Дети: желтый, красный,
зеленый, синий, малиновый.
Воспитатель: Какие элементы узора
используются?
Дети: полоски, линии, точки,
круги
Воспитатель: Линии рисуют в
различных сочетаниях и рождаются солнышки, ёлочки, розетки, геометрические
узоры. Животные и птицы всегда расписываются в определенном порядке: поперек
туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь
окрашивается одним цветом, чаще желтым. Лица у игрушек остаются чисто белыми,
лишь точки – глаза, пятнышки – рот.
Воспитатель: сегодня я вам хочу
предложить слепить филимоновского петушка. Лепить будем из полимерной глины,
затем раскрасим петушка акриловыми красками.
Воспитатель
обсуждает вместе с детьми порядок выполнения работы.
1 этап. Влепить игрушку
из глины, указывая на характерные особенности формы (вытянутая, с длиной шеей).
Сначала
скатываем шар из комка глины, теперь раскатываем прямыми движениями ладоней,
сглаживаем и округляем края.
Вытягиваем
шею петушка, слегка наклоняем небольшую голову. Заострим клювик, прищипываем
пальчиками бородку и гребешок.
Лепим
хвостик, вытягивая часть глины, формируем пальцами, а затем проделываем
отверстие карандашом.
2 этап. Оставить изделие
до полного высыхания.
3 этап. Покрыть игрушку
белой гуашью.
4 этап. Расписать
изделие, использую цвета и элементы, характерные для филимоновской игрушки.
Воспитатель: -Ребята, перед тем как
мы приступим к работе, я предлагаю размять наши пальчики.
Пальчиковая
гимнастика
Я
красавец петушок!
Создан
для парада!
Перья
пух! Перья пух!
Гребешок?
Что надо
Глазки-щелки!
Очи зорки!
Голосок
соловушки.
Полюбуйтесь!
Полюбуйтесь!
На
цветные перышки.
Воспитатель: - Ребята предлагаю
приступить к работе. (Дети берут глину и начинают лепить петушка. Воспитатель
помогает детям, если они нуждаются в помощи). После окончания работы все
петушки поставим на полочки для полного высыхания, на занятии по рисованию, мы
раскрасим петушков.
Воспитатель: - Ребята, вам
понравилось лепить петушка?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Что далось легко, а
в чем испытывали трудности?
Ответы детей.
Комментарии
Отправить комментарий