Конспект по художественно-эстетическому развитию
конструирование «Русская Матрешка»
Цель: Формирование
творческих способностей детей через приобщение к народному творчеству и
прикладному искусству.
Задачи: продолжать
знакомить детей с историей возникновения народной игрушки, с разновидностями
Матрешек, их характерными особенностями; развивать интерес детей к народному
творчеству, изобразительной деятельности; воспитывать в детях чувство уважения
к своему народу, к труду народных умельцев, чувство гордости за свою страну,
любовь к Родине и ее национальным традициям.
Материалы
и оборудование: мини-музей народных промыслов России, матрешки, разрезные пазлы
с изображением матрешки, плотная цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры,
нитки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята,
посмотрите, в нашем мини-музее народных промыслов стоит какая-то
коробочка. А что в ней лежит, вы
узнаете, когда отгадаете загадку.
Эти
яркие сестрички,
Дружно
спрятали косички
И
живут семьей одной.
Только
старшую открой,
В
ней сидит сестра другая,
В
той еще сестра меньшая.
Доберешься
ты до крошки,
Эти
девицы - ……
Дети: -Матрешки.
Воспитатель: -Правильно, это
матрешки.
Воспитатель
достаёт и показывает Матрёшку.
Воспитатель: Матрешка — это
старинная русская игрушка. С ней в старину любили играть детишки. Матрёшка
всемирно известная игрушка, её любят во всём мире. Ребята, давайте поближе
познакомимся с Матрешкой. Матрешка – это деревянная кукла, которая олицетворяет
русскую крестьянскую девушку. Ребята, а вы знаете, когда появилась первая
матрешка?
Дети: -Нет.
Воспитатель: -Я вам сейчас
расскажу историю о происхождении русской матрешки.
Первая
матрешка появилась на Руси около 120 лет назад. Однажды из Японии привезли
необычную деревянную игрушку - большеголового японца. Раскроешь его, а в нем
еще такая же игрушка поменьше размером, раскроешь вторую, а там еще и третья,
такая же только маленькая. Очень понравилась эта игрушка русским мастерам.
Первую
деревянную матрешку с большим старанием, вручную, изготовил мастер – игрушечных
дел Василий Петрович Звездочкин, а расписал ее художник Сергей Васильевич
Малютин. Художник нарисовал деревянной кукле красивые глазки, румяные щечки,
«приодел» её в русский народный сарафан с передничком, «повязал» на голову
яркий платочек с узорами. Назвали ее старинным русским именем – Матрёной, как
звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. А ласково её
называли Матрёнушка, Матрёшечка. Вот так и появилась на свет фигурка девушки в
русском сарафане.
Воспитатель: -Ребята, а вы
знаете из чего сделана Матрешка?
Дети: -Из дерева.
Воспитатель: -Верно. Ее
изготавливают из древесины липы или березы. Мастер сначала сушит дерево, затем
распиливает его на бруски. Из них вытачивает фигурку. Затем эту фигурку
обрабатывает шкуркой, чтобы не было заусенцев. Художник расписывает её
акварельными и гуашевыми красками. После этого фигурку матрешки покрывают
лаком. Лак защищает изделия от влаги и
пыли, а также придаёт особый блеск готовой игрушке. У каждого мастера была своя
манера росписи, поэтому Матрёшки все разные и у каждой свой характер.
Воспитатель: -А что же внутри
у Матрёшки?
Дети:
-Еще
другие Матрёшки.
Воспитатель: - Ребята, давайте
мы свами раскроем Матрешку и посмотрим на её сестрёнок.
Воспитатель
раскрывает матрешку и расставляет все фигурки на столе.
Воспитатель:
Мы красавицы
матрешки
Разноцветные одежки
Раз Матрена, два —
Милаша,
Мила – три, четыре –
Маша,
Маргарита это пять,
Нас не трудно
сосчитать.
Воспитатель: - Ребята,
посчитайте сколько сестрёнок Матрёшек у нас получилось?
Дети: -Пять Матрёшек.
Воспитатель: -А какие Матрешки
стоят на столе?
Дети: - Красивые,
нарядные, расписные, разные по росту, большие и маленькие, в разных сарафанах.
Воспитатель: -Давайте с ними
поиграем! Посмотрите на них. Расставьте их по росту.
(Дети
расставляют матрешек по росту)
Воспитатель: -А еще на столе
лежат кусочки пазлов. Ребята, давайте соберём эти пазлы и посмотрим, что у нас
получится.
Дети: - получились
матрешки.
Воспитатель: -Правильно,
какие вы молодцы, ребята! А, давайте мы с вами создадим своих матрешек.
Для
этого нам понадобится:
Плотная
цветная двусторонняя бумага двух цветов, для формирования сарафана матрешки и
рукавов. Для того, чтобы изготовить лицо и платочек, можно взять бумагу других
цветов, так же клей, ножницы, фломастеры (для прорисовывания лица и мелких
деталей), нитки.
Самостоятельная
деятельность детей
Сначала
формируем сарафан матрешки и рукава. Для сарафана берем листочек бумаги
необходимого размера и складываем его гармошкой, чтобы сгибы были ровными и
симметричными друг другу, и находились на равном расстоянии друг от друга.
Когда бумага сложена гармошкой, сгибаем ее посередине, и склеиваем
соприкасающиеся стороны-края.
Для
изготовления ручек-рукавов матрешки берем листочек бумаги меньшего размера, чем
для сарафана, и складываем его гармошкой аналогичным способом, но не склеиваем.
Когда бумага сложена гармошкой, сгибаем получившуюся многослойную полоску
вдвое. Место сгиба фиксируем ниткой. На внутренней стороне сгиба участок
расстоянием примерно один сантиметр промазываем клеем, и приклеиваем
гармошку-рукава к так называемому сарафану.
Итак,
туловище и руки нашей будущей матрешки готовы. Приступаем к изготовлению самой
важной части - головы матрешки. Для этого нам нужно на листе плотной цветной
бумаги нарисовать два шаблона платочка и вырезать их.
Затем
из листа белой плотной бумаги вырезается небольшой овал — это будет лицо.
Шаблон лица клеится на один из шаблонов платочка - переднюю часть. Фломастером
прорисовываются мелкие детали: брови, глаза, нос, губы, румяные щечки,
челка. Затем, при помощи клея, крепим к
туловищу-сарафану сначала шаблон с лицом, затем шаблон задней части платочка.
Склеиваем края обеих частей. Матрешка-гармошка готова.
Воспитатель: -Молодцы, ребята,
какие красивые, яркие, нарядные Матрёшки у вас получились! Каждая Матрёшка
хороша по-своему. Вы настоящие мастера-художники. Позже мы с вами создадим
выставку ваших работ.
Воспитатель: -Ребята, а
давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?
Дети: Мы познакомились
сегодня с русской матрёшкой.
Воспитатель: -А что вы узнали
нового о матрёшках?
Ответы
детей:
Воспитатель: -Что мы с вами
рисовали?
Ответы
детей.
Воспитатель: -А какие у нас
получились матрёшки?
Ответы
детей.
Воспитатель: -Вам понравилось
сегодняшнее занятие?
Ответы
детей.
Комментарии
Отправить комментарий