«Методика
ознакомления с месяцами и временем года. Методика развития «чувство времени».
Основной задачей детей младшего дошкольного возраста является знать
времена года, из каких месяцев они состоят, правильно называть и не ошибаться в
их последовательности. Всего существует четыре времени года и запомнить их не
так уж и сложно. Ведь у каждого времени года есть свои особенности яркие,
красочные и не забываемые. Уже к 4 годам, можно приступать к знакомству с месяцами.
Ребенок смог уже несколько раз пережить смену всех времен года, почувствовать
разницу и ощутить признаки каждого времени года. Познакомился со всеми
природными явлениями: листопад, снег, дождь, капель.
Основой и
профилактикой для изучения ребенком месяцев года является знания о самих
временах года, умении в них ориентироваться. Самым прекрасным методом запомнить
все признаки каждого времени года — наблюдение. Живое и яркое, где можно
потрогать, послушать, понюхать и забрать с собой. Ведь дети раннего дошкольного возраста познают тактильно, с помощью прикосновений и ощущений.
А теперь
более подробно о признаках каждого времени года, на которые следует обратить
внимание детей. Считается, что обучение необходимо начинать строго с зимы, она
более яркая, выразительная и детям легче запоминается.
Зима. Нужно дать ребенку возможность тактильно изучить
снег. Взять его в руки, попробовать сделать из него шар или рассыпать его
тоненьким слоем на землю. Рассказать, что снег холодный, мокрый. Помочь ребенку
самому выстроить смысловую цепь: зима-снег-холодный и мокрый. В старшем
возрасте, ребенку можно рассказать и о зимних праздниках, и о развлечениях зимой.
Весна-время, когда все просыпается. Покажите первые
листочки на деревьях, почки. Послушайте с ребенком, как «поет» ручей.
Расскажите, что птицы возвращаются из теплых краев, познакомьте с помощью
иллюстраций и стихотворений, мультфильмов с животными, которые просыпаются
после зимней спячки.
Лето — здесь ребенок будет знать, что это отдых с
родителями или веселое времяпрепровождение у бабушки. Но следует еще и
отметить, что только летом созревает большое количество фруктов и овощей
полезных и необходимых организму. Летом ночи становятся короче, а дни
длиннее. Можно обратить внимание, на зеленые деревья и цветы. Пронаблюдать за
жучками и бабочками.
Осень — самое красивое время года, когда сменившие
цвет листочки опадают с деревьев в каком-то своем танце. С ребенком можно
собрать подручный материал: шишки, каштаны, листочки и создать поделку вместе.
Можно во время прогулок собирать самые запоминающиеся листочки: красные,
зеленые и желтые и создать гербарий. Расскажите, что осенью уже холодает,
раньше становится темно, птицы улетают в теплые края, на зимовку.
Итак,
ребенок ориентируется в признаках каждого времени года и достиг необходимого
возраста (4,5 года) для знакомства с месяцами.
Следует рассказать, что каждое время года делится на
три месяца. Здесь отличным вариантом станут календари природы, где каждое время
поделено на три месяца. У каждого месяца есть своя картинка, которая
ассоциируется строго с ним. Нужно дать понять, что в мае распускаются цветы, а
в сентябре начинают сбор урожая. В дальнейшем ребенок, смотря на картинку,
будет называть месяц. Можно провести наблюдение. Выбрать для себя объект за
окном и наблюдать за ним, все 12 месяцев, отмечая какие происходят изменения. Так
же поможет чтение сказок. Правильным выбором станет сказка «12 месяцев», где
подробно знакомят с каждым из них.
Непосредственное восприятие временной
длительности выражается в нашей способности чувствовать ее, непосредственно
оценивать и ориентироваться во времени без вспомогательных средств. Эту
способность называют «чувством времени». У детей старшего дошкольного возраста
возможно формировать навык регуляции деятельности во времени. Для этого
необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на
длительности различных жизненно важных временных интервалов, показывать им, что
можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности
измерять, а потом и самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать
свои действия и выполнять их в заранее установленное время.
Факторами, на основе которых
формируется чувство времени, являются:
1. Знание временных эталонов
(обобщенное представление о них). Для того чтобы ребенок мог понять, о какой
временной длительности ему говорят, или определить самостоятельно длительность
временного интервала, он должен знать меры времени на часах и научиться
пользоваться часами.
2. Переживание — чувствование
детьми длительности временных интервалов. Для этого необходимо организовать
разнообразную деятельность детей в пределах определенных временных отрезков.
Это даст возможность детям почувствовать протяженность времени и представить,
что реально можно успеть сделать за тот или иной его отрезок. А в дальнейшем
это послужит основой формирования способности планировать свою деятельность во
времени, т. е. выбирать объем работы соответственно отведенному на нее времени.
3. Развитие у детей умения
оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени. Контроль со
стороны взрослых поможет им совершенствовать адекватность оценок,
следовательно, он необходим как подкрепление при выработке навыков ориентировки
во времени.
Создавать специальные
ситуации, заостряя внимание детей на длительности временных интервалов. Познакомить
с мерами времени и учить пользоваться часами. Познакомить с тем, что можно
сделать за определенный промежуток времени, учить следить по часам за временем.
Учить самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия
и выполнять их в установленное время.
Комментарии
Отправить комментарий