«Методика ознакомления с цифрами».

Цифра-это лишь символ, знак числа, и в этом ее главная роль. Ранняя символизация ради манипулирования символами не имеет смысла, если ребенок не понимает сущности процесса счета как процесса нумерации элементов пересчитываемого множества. Момент для знакомства детей с цифрами педагог определяет сам, когда видит, осознанно или нет дети считают (достаточно и счета до 3). Если это так, то уже можно знакомить детей с цифрами. Необходимо помнить, что цифры -- понятие вторичное, на формирование процесса счета умение различать цифры не влияет: считают предметы, а не цифры. В связи с этим лучше не смешивать процесс обучения счету со знакомством с цифрами. При знакомстве с цифрами целесообразно помнить, что дошкольник не должен уметь писать цифры и тем более «вписываться» в клетки (это школьная задача). Умение узнать цифру и соотнести ее с количеством предметов - это вполне достаточный уровень подготовки к школе по любой программе. В связи с этим можно обозначить основные цели работы педагога при знакомстве детей с цифрами:

· научить детей узнавать образ цифры в различных изображениях (печатная цифра, письменная цифра, стилизованная цифра типа цифры на почтовом индексе и т. п.);

· научить детей соотносить слово - числительное и цифру. Полезно учить детей запоминать контур цифры не только визуально (глазами), но и двигательно-осязательно.

Для этого используют изображения цифр, вырезанные из мелкой наждачной бумаги, которые дети обводят пальцем по ходу письма цифры (последнее наиболее важно, поскольку не только готовит руку к письму цифр, но и формирует правильный образ ее контура, помогающий освоить ее написание). Вопрос о месте нуля среди других чисел является важным для правильного формирования представления о натуральном ряде. В школе данный вопрос рассматривают после знакомства со всеми числами первого десятка и после того, как ребенок освоился с тем, что числа в ряду располагаются в определенном порядке, у каждого из них есть свое, четко определенное место, которое не может меняться ни при каких обстоятельствах. Имеет смысл следовать той же методической последовательности и при изучении чисел с дошкольниками.

При этом не стоит располагать последовательность цифр 0123456789 на стене группы для того, чтобы она часто попадалась на глаза ребенку. Ребенок фиксирует (запоминает) ряд в таком виде, будучи убежден, что нуль - первое число в ряду, т. е. что нуль - натуральное число. В дальнейшем этот стереотип бывает трудно преодолеть.

  Дети легко усваивают цифры. Особое внимание следует обратить лишь на те, между которыми имеется некоторое сходство; для их различения требуется более тонкая дифференцировка, например: 1, 4, 7 или 2 и 5, или 6 и 9, или 3 и 8. Поэтому цифры целесообразно изучать не по порядку, а соединяя в группы по начертанию. Например, одно из занятий воспитательница посвящает цифрам 1 и 4, в соответствии с которыми дети подбирают количество предметов. При знакомстве с ними обращается внимание детей на конфигурацию каждой цифры, сравнивается начертание, анализируются их детали (устанавливается общее и различное). Сравнивая цифры 1 и 4, дети описывают их различия, «рисуют» в воздухе. На следующем занятии дети работают с цифрами 1 и 4 и знакомятся с новой цифрой 7, сопоставляя ее начертание с начертанием уже известных им цифр 1 и 4. Цифра 7 имеет тоже палочку, как и цифра 1, но она наклонная, а не прямая, слева у нее наверху как бы небольшая волнистая линия, примыкающая к палочке, иногда палочка пересекается еще небольшой черточкой.

     Так же анализируется начертание цифр 6 и 9, подчеркивается, что кружок расположен у цифры 6 внизу, а у цифры 9 наверху и обращены они в разные стороны. Наконец, дети знакомятся с начертаниями цифр 3 и 8, различие которых в том, что цифра 8 состоит из двух овалов, а цифра 3 - из двух открытых слева полуовалов.

      Для закрепления полученных детьми знаний рекомендуются примерные занятия. Воспитательница вывешивает цифру, а дети в соответствии с нею отсчитывают мелкие предметы и выкладывают их на своих столах, или находят соответствующие карточки с числовыми фигурами, или воспроизводят соответствующее количество движений и т. д.

      Ознакомление с цифрами не составляет особого труда для детей, но для формирования понятия числа это новый этап. Лучшему усвоению начертания цифры способствуют ее анализ и зарисовка широкими движениями в воздухе.

На изучение каждой пары цифр требуется не больше одного-двух занятий, а на знакомство со всеми цифрами – шесть - восемь. Упражнения же на различение цифр можно давать как на занятиях, так и в повседневной жизни.

 

   

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога