«Методика ознакомления с цифрами».
Цифра-это лишь
символ, знак числа, и в этом ее главная роль. Ранняя символизация ради
манипулирования символами не имеет смысла, если ребенок не понимает сущности
процесса счета как процесса нумерации элементов пересчитываемого множества.
Момент для знакомства детей с цифрами педагог определяет сам, когда видит,
осознанно или нет дети считают (достаточно и счета до 3). Если это так, то уже
можно знакомить детей с цифрами. Необходимо помнить, что цифры -- понятие
вторичное, на формирование процесса счета умение различать цифры не влияет:
считают предметы, а не цифры. В связи с этим лучше не смешивать процесс
обучения счету со знакомством с цифрами. При знакомстве с цифрами целесообразно
помнить, что дошкольник не должен уметь писать цифры и тем более «вписываться»
в клетки (это школьная задача). Умение узнать цифру и соотнести ее с
количеством предметов - это вполне достаточный уровень подготовки к школе по
любой программе. В связи с этим можно обозначить основные цели работы педагога
при знакомстве детей с цифрами: · научить детей
узнавать образ цифры в различных изображениях (печатная цифра, письменная
цифра, стилизованная цифра типа цифры на почтовом индексе и т. п.); · научить детей
соотносить слово - числительное и цифру. Полезно учить детей запоминать контур
цифры не только визуально (глазами), но и двигательно-осязательно. Для этого
используют изображения цифр, вырезанные из мелкой наждачной бумаги, которые
дети обводят пальцем по ходу письма цифры (последнее наиболее важно, поскольку
не только готовит руку к письму цифр, но и формирует правильный образ ее
контура, помогающий освоить ее написание). Вопрос о месте нуля среди других
чисел является важным для правильного формирования представления о натуральном
ряде. В школе данный вопрос рассматривают после знакомства со всеми числами
первого десятка и после того, как ребенок освоился с тем, что числа в ряду
располагаются в определенном порядке, у каждого из них есть свое, четко
определенное место, которое не может меняться ни при каких обстоятельствах.
Имеет смысл следовать той же методической последовательности и при изучении
чисел с дошкольниками. При этом не стоит
располагать последовательность цифр 0123456789 на стене группы для того, чтобы
она часто попадалась на глаза ребенку. Ребенок фиксирует (запоминает) ряд в
таком виде, будучи убежден, что нуль - первое число в ряду, т. е. что нуль -
натуральное число. В дальнейшем этот стереотип бывает трудно преодолеть. Дети легко усваивают цифры. Особое внимание
следует обратить лишь на те, между которыми имеется некоторое сходство; для их
различения требуется более тонкая дифференцировка, например: 1, 4, 7 или 2 и 5,
или 6 и 9, или 3 и 8. Поэтому цифры целесообразно изучать не по порядку, а
соединяя в группы по начертанию. Например, одно из занятий воспитательница
посвящает цифрам 1 и 4, в соответствии с которыми дети подбирают количество
предметов. При знакомстве с ними обращается внимание детей на конфигурацию каждой
цифры, сравнивается начертание, анализируются их детали (устанавливается общее
и различное). Сравнивая цифры 1 и 4, дети описывают их различия, «рисуют» в
воздухе. На следующем занятии дети работают с цифрами 1 и 4 и знакомятся с
новой цифрой 7, сопоставляя ее начертание с начертанием уже известных им цифр 1
и 4. Цифра 7 имеет тоже палочку, как и цифра 1, но она наклонная, а не прямая,
слева у нее наверху как бы небольшая волнистая линия, примыкающая к палочке,
иногда палочка пересекается еще небольшой черточкой. Так же анализируется начертание цифр 6 и
9, подчеркивается, что кружок расположен у цифры 6 внизу, а у цифры 9 наверху и
обращены они в разные стороны. Наконец, дети знакомятся с начертаниями цифр 3 и
8, различие которых в том, что цифра 8 состоит из двух овалов, а цифра 3 - из
двух открытых слева полуовалов. Для закрепления полученных детьми знаний
рекомендуются примерные занятия. Воспитательница вывешивает цифру, а дети в
соответствии с нею отсчитывают мелкие предметы и выкладывают их на своих
столах, или находят соответствующие карточки с числовыми фигурами, или
воспроизводят соответствующее количество движений и т. д. Ознакомление с цифрами не составляет
особого труда для детей, но для формирования понятия числа это новый этап.
Лучшему усвоению начертания цифры способствуют ее анализ и зарисовка широкими
движениями в воздухе. На изучение каждой пары цифр требуется не больше одного-двух занятий, а на знакомство со всеми цифрами – шесть - восемь. Упражнения же на различение цифр можно давать как на занятиях, так и в повседневной жизни.
|
Комментарии
Отправить комментарий