«Методика ознакомления с книгой».
Детский сад знакомит дошкольников с
лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс
взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания,
главными из которых в среднем дошкольном возрасте являются:
- обеспечение усвоения ребенком содержания
произведений, правильного их понимания;
- формирование у детей умения воспринимать
литературное произведение. Слушая рассказ (стихотворение и др.), ребенок должен
не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые
хотел передать автор;
- формирование у детей умений
анализировать произведение в единстве его содержания и формы: определять
основных героев (о ком говорится в произведении), высказывать свое отношение к
ним (кто нравится и почему); определять жанр произведения (стихотворение,
рассказ, сказка); замечать наиболее яркие примеры образности языка
(определения, сравнения и др.);
- стимулирование детей к заучиванию
произведений наизусть (стихотворений, малых фольклорных жанров), передаче их
близко к тексту (пересказыванию), овладению способами исполнения ролей в
инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам;
- формирование самостоятельности детей в
художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развитие их творческих
способностей;
- воспитание у детей избирательного
отношения к художественным произведениям, умения ориентироваться в мире книг.
Необходимо выработать у детей правильное отношение к книге и чтению;
воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на
вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации,
соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с
книгой.
Самый распространенный метод ознакомления
дошкольников с книгой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача
текста. Произведения, которые невелики по объему, воспитатель читает детям
наизусть, при этом достигается наилучший контакт с аудиторией. Большая же часть
произведений читается по книге.
Следующий метод — рассказывание, т. е.
более свободная передача текста (допускаются сокращение текста, перестановка
слов, включение пояснений и т. д.). Таким способом детей знакомят со многими
сказками, некоторыми познавательными рассказами, газетными или журнальными
материалами (в подготовительной к школе группе).
На занятиях проводят также различного рода
инсценировки, помогающие детям полюбить то или иное произведение, усвоить его.
Метод заучивания наизусть применим к
небольшим стихотворениям.
Часто на одном занятии используют
различные методы. Основой же всех методов ознакомления с художественной
литературой является выразительное чтение воспитателя. Оно требует серьезной
предварительной подготовки: разбора произведения и тренировочного чтения вслух,
длительных тренировочных упражнений.
Чтение часто сопровождается показом разнообразного наглядного материала.
В этом случае воспитателю нужно заблаговременно потренироваться, добиваясь
четкой связи текста и показа наглядного материала (расстановка силуэтов или
игрушек в настольном театре, смена кадров диафильма и т. д.). Для закрепления усвоенного очень полезны такие
методы, как дидактические игры на материале знакомых произведений (начиная со
средней группы), литературные викторины (проводят как итоговые квартальные
занятия или вечерние развлечения). Примерами дидактических игр могут служить
игры «Один начинает — другой продолжает», «Отгадай мою сказку», «Откуда я?»
(описание литературных героев) и др. Их можно проводить, используя наглядный
материал или в словесной форме.
1. Предварительная подготовка детей к
ознакомлению с произведением; обеспечение полноценного первоначального
восприятия текста, которая может включать в себя:
-беседу, которая готовит к предстоящей встрече с книгой;
-сообщение
сведений о писателе, об истории создания обсуждаемого произведения (в
необходимом объеме);
-напоминание аналогичного сюжета;
-показ иллюстраций, обложки, картинки;
-объяснение смысла сложных для понимания детей слов и выражений.
2. Первичное знакомство с
произведением в процессе выразительного чтения текста воспитателем.
3. Беседа о прочитанном, уточнение,
углубление первоначального восприятия и понимания текста.
4. Повторное чтение
произведения или чтение понравившихся эпизодов с целью углубления воспринятого.
Если занятие бывает целиком посвящено художественной литературе, после работы с
новыми произведениями идет закрепление знакомых в виде повторения их детьми,
дидактических игр, викторин, рассматривания детских работ, инсценировок.
- обращать внимание на разнообразные
поступки персонажей и давать им правильную характеристику;
- видеть простые, открытые мотивы
поступков героев;
- определять свое эмоциональное отношение
к герою и мотивировать его;
- внимательно относиться к слову в
литературном произведении;
- ориентироваться в жанровой
принадлежности произведения;
- выделять жанровые особенности
произведения (например, уметь видеть зачин и концовку сказки, троекратные
повторения каких-либо событий, словесные формулы и т.п.);
- воспринимать текст без опоры на
иллюстрацию или с частичным использованием ее.
Комментарии
Отправить комментарий