Методика ознакомления с понятиями
«сутки, вчера, сегодня, завтра». Методика ознакомления с днями недели».
Наблюдая изменения происходящих
явлений, дети 4-5 лет практически приобретают те или иные представления о
времени. Постепенно дети запоминают названия дней недели, отсчет которых часто
ведется от выходного дня.
Начало работы с детьми – знакомство с
последовательностью частей суток. С этой целью предложить серию картинок.
Рассматривая их и отвечая на вопрос: «Когда это бывает?», ребенок воспринимает
изображения как показатели частей суток и называет эти части. Затем дети должны
пытаться разложить картинки во временной последовательности, объясняя свои
рассуждения: «Сначала мальчик ночью спит, утром делает зарядку, днем – гуляет,
вечером ужинает, смотрит телевизор, а потом снова ложиться спать…» Также
использовать картинки с более широким содержанием: «Ученики идут в школу»,
«Салют на фоне ночного города», «Бабушка читает книжку ребенку, лежащему в
постели» и т. д. Следующий прием: детям предложить выбрать самостоятельно из
набора все картинки, на которых нарисовано то, что бывает днем или утром, или
вечером.
Показ разнообразной
деятельности, характерной для каждой из частей суток, осуществить в игровой
форме. Это игры-путешествия в «утро», «день», «вечер», «ночь». В последующих
упражнениях по закреплению знаний о последовательности частей суток можно
использовать цветные знаки. Утро обозначить голубым квадратом, день
- желтым, вечер- серым, ночь – чёрным. Цветные знаки применять как и
раздаточный материал. Во время чтения стихотворения или рассматривания картинки
детям необходимо определить: в какую часть суток это бывает и поднять
соответствующий знак. Далее,
как усложнение работы, детям предложить задание: показать те карточки – знаки,
которые обозначают часть суток, идущую «до» или «после» временной категории
названной взрослым. Еще
один прием это выкладывание частей суток в последовательности, начиная с любой
из карточек. В результате, после разнообразной работы по знакомству детей с
частями суток, усвоению их последовательности, можно перейти к следующему,
более сложному этапу – знакомству дошкольников с самим понятием «сутки».
Здесь
начать с такого приема: на доске в один ряд выставляются 4 картинки,
изображающие один и тот же пейзаж в разные части суток. Затем выяснить с
детьми: «Какие части суток изображены на каждой картинке? Сколько их всего?»
Спросить детей: «Как можно одним словом назвать все то время, когда пройдут
утро, день, вечер и ночь, все четыре части суток?». Уточнить: «Все эти четыре
части вместе носят название –«сутки»; «Утро, день, вечер и ночь составляют одни
сутки». Затем повторить: сколько в сутках частей, как они называются, каков
порядок их следования. Кроме этого детям предложить сложить цветные знаки
частей суток и назвать все это время одним словом.
С
целью закрепления данного понятия можно использовать следующие игры : «Назови
соседей», «Назови все части суток», подвижную игру «День и ночь».
Затем
организовать с детьми беседу по таким вопросам: «Вспомните, что вы знаете о
сутках? Какое сейчас время суток? Какие части суток еще бывают? Что наступает
после вечера? Как вы узнаете, что наступила ночь?» и т.д. подобные приемы
позволят показать детям последовательность частей суток и дать представление о
сутках в целом. При этом у них уже сложится элементарное понятие о текучести
и непрерывности времени.
После
усвоения характеристик «сутки» и «части суток», можно перейти к знакомству со
следующим временным понятием – «неделей».
Для
закрепления данного понятия также можно провести дидактические игры: «Чья
неделька быстрее соберется», «Радуга – дуга», «Лови, бросай – дни недели
называй», подвижная игра «Неделя, стройся». Так в играх закрепляется
знания детей о порядке следования дней недели и их сменяемости. Данные игровые
приемы позволят также совершенствовать у дошкольников внимание, память,
мышление, речь.
Продолжение «путешествия по
времени» - знакомство и уточнение понятий «вчера», «сегодня», «завтра». Эти
категории носят относительный характер. Дошкольники среднего возраста с трудом
усваивают их, обычно путают в речи. Поэтому как можно чаще необходимо пользоваться
словами «сегодня», «завтра», «вчера» и побуждать к этому детей. В группе
беседовать: «Когда мы рисовали?», «Что мы видели сегодня?», «куда пойдем
завтра?».
Для
закрепления можно провести игру с мячом. Воспитатель бросает мяч и говорит:
«Рисовать мы будем…-«Завтра!» и т.д. Кроме этого провести игру –
упражнение «Домик дней», дидактическую игру «Вчера, сегодня, завтра».
Предложить детям задание – игру: «Что было , есть и будет», в которой они
по очереди составят рассказы на темы: «Что со мной было вчера» , «Что я делал
сегодня», «Что со мной случится завтра» и т.д. Рассказы могут быть
как реальными, так и вымышленными. Также в этом плане может помочь чтение
отрывков из стихов, сказок, рассказов.
Комментарии
Отправить комментарий