Конспект по ознакомлению с окружающим миром

«Народные промыслы России»

 

Цель: закрепить знания детей об истории возникновения народных промыслов.

Задачи:

Продолжить формировать знания об особенностях изделий городецких, хохломских, дымковских, гжельских, филимоновских мастеров;

развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству; воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства цвета, чувства прекрасного.

Материалы: изделия народных промыслов (дымковская игрушка, разделочная доска с городецкой росписью, посуда и игрушки гжель, посуда - хохлома, готовые образцы рисунков, кисти, краски, глиняные фигурки филимоновской игрушки.

В группе организована выставка мини-музей «Народные промыслы России».

                    Ход образовательной деятельности

Воспитатель: -Ребята, сегодня я получила письмо от Незнайки, давайте прочтем его вместе. (Воспитатель открывает конверт и читает письмо) «Здравствуйте, дорогие ребята.  Пишет вам ваш друг Незнайка. Помогите мне пожалуйста узнать все о народных промыслах нашей необъятной родины. Ведь я об этом ничего не знаю».

Воспитатель: -Ребята, а вы знаете, что такое народные промыслы?

Дети: это то, что мастерили русские люди своими руками.

Воспитатель: -да, русские люди – удивительный народ. Своими руками русские люди творили чудеса: изготавливали посуду, игрушки и много других предметов, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так появились народные промыслы.

(Воспитатель обращает внимание на выставку народных промыслов России)

Воспитатель: -посмотрите на все эти изделия: дымковская игрушка, гжель, деревянная посуда, расписанная узорами хохломы и другие росписи. Они очень красивые, на каждом изделии тонкий и неповторимый узор.  Все эти предметы применяются в быту и изготавливались они для использования в повседневной жизни.

Воспитатель: - ну, что ребята, поможем Незнайке узнать всё о народных промыслах России.

Дети: -да

Воспитатель: -тогда давайте мы с вами отправляемся в небольшое путешествие по волшебным местам нашей страны, а потом расскажем всё Незнайке в письме.

 

(Подходят к выставке музею народных промыслов, воспитатель показывает предмет городецкой росписи)

На берегу Волги раскинулся древний русский город Городец. В этих местах начал развиваться промысел по изготовлению деревянной посуды. Богатые леса, которые окружали город служили постоянным источником сырья. Русские умельцы вырезали из дерева ложки, точили посуду (чашки, миски, подставки, солонки), изготавливали орудия труда для прядения и ткачества (прялка, веретено). Потом мастера расписывали эти предметы элементами.

Рассмотрите элементы городецкой росписи. Из каких элементов состоит узор?

Дети: -из цветов, листочков, есть лошадки и петушки.

Воспитатель: -Следующие изделия народных мастеров- дымковская игрушка. (Показывает дымковскую игрушку)

Воспитатель: -посмотрите на эти необычные игрушки. Как вы думаете из какого материала они изготовлены?

Дети: из глины.

Воспитатель: -верно, молодцы ребята! Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России.  Население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде животных и птиц к весеннему празднику Свистунья. Так появилась дымковская игрушка.

Воспитатель: -Ребята, а вы знаете какой узор характерен для росписи дымковской игрушки?

Дети: кружочки, точки, клетка, прямые и волнистые линии.

Воспитатель: -да, это белоснежные игрушки с узорами в виде ярких кружочков, клеточек и различных линий.

Воспитатель: -Следующие изделия народных умельцев — это деревянная посуда, расписанная узорами хохломы. (Показывает хохломскую ложку)

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на элементы хохломской росписи. Из каких элементов состоит узор?

Дети: -из травки, листочков, ягод.

Воспитатель: -всё верно. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, который называют «травкой», «ягодкой», «листиком».

Воспитатель: -А назвали этот вид росписи хохломской, потому что мастера изготавливали посуду из дерева, расписывали её и везли продавать на ярмарке в большое торговое село Хохлома. Ребята, а что такое ярмарка?

Дети: — Это место, где продают разные товары.

Воспитатель: Ярмарка — это праздник, веселье, торговля, гуляние. Давайте и мы немного отдохнем и сделаем разминку.

Физминутка

Мы ребята удалые,

Скоморохи озорные.

Всех на ярмарку зовём,

Всем игрушки продаём!

Раз, два, три, четыре,

Круг по уже, круг пошире!

На носочек и на пятку,

А потом пляши вприсядку!

Влево, вправо повернись,

Веселее улыбнись!

Воспитатель: - Ребята, давайте продолжим наше путешествие по необычным местам России. (Показывает предмет из гжели)

Воспитатель: -В городке Гжель, народные мастера изготавливали из знаменитых гжельских глин различную посуду и игрушки.  Изделия гжели всегда можно отличить от других изделий. После обжига в печи эти изделия приобретали белоснежный цвет. Мастера расписывали их синим и голубым растительным орнаментом в виде цветов, лепестков, виточков.

Воспитатель: -Посмотрите, ребята, существуют и другие народные промыслы. Например, филимоновская игрушка. (Показывает филимоновскую игрушку)

В деревне Филимоново народные умельцы из обычной красной глины лепят игрушки в виде зайцев, коней, павлинов, петушков, даже в виде барышень и солдатиков. Мастера раскрашивают изделия белой краской и расписывают их яркими разноцветными орнаментами в виде полосок, клеток и точек.

Воспитатель: - А сейчас ребята, я предлагаю вам стать народными мастерами- художниками и добавить к нашей выставке свои работы. У вас на столе стоят глиняные фигурки филимоновских зайчиков. Вам надо расписать изделие узорами, характерными для этой игрушки.  Приступаем к работе. (Самостоятельная работа детей.  По окончанию, выставляем работы на выставку)

Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у вас игрушка - яркая, красочная. Давайте мы с вами напишем нашему другу Незнайке письмо о том, вы узнали сегодня о народных промыслах России и отправим ему в подарок филимоновского зайчика.

Воспитатель: - Ребята, вам понравилось занятие? Что именно понравилось?  Что нового вы узнали? Что вам запомнилось больше всего?

Ответы детей.

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога