Конспект НОД в старшей группе
«Без воды прожить нельзя»
Цель: обобщить знания детей о воде.
Задачи:
Образовательные: Расширить представления детей о свойствах
воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе.
Учить детей проводить несложные опыты с водой. Дать понятие детям о том, почему
вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе
фильтрации.
Развивающие: Развивать мышление, внимание ,память, умение анализировать и
наблюдать. Развивать навыки проведения лабораторных опытов, любознательность.
Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: испарение, фильтры,
фильтрование, очистные сооружения, круговорот воды в природе.
Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношение к
воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении
водных запасов.
Демонстрационный материал: иллюстрации, изображающие водные
ресурсы планеты (реки, озера, моря, океаны); демонстрационный плакат
«Круговорот воды в природе»; коробка «с загадкой (кусочком льда)»; срезанная
заранее веточка бальзамина в стакане с цветной водой; разнос с предметами-яблоком,
маленькой свежей рыбкой, веточкой бальзамина, долькой арбуза; ведерко с водой.
Раздаточный материал: для опытнической работы- зеркальца, кусочки ваты
и марли, воронки, пластиковые стаканы по два на ребенка, вода из реки,
фартуки и шапочки, для игры- бумажные маски для детей с рисунками
капелек, одна маска — с изображением Солнца, и одна с изображением –Тучи.
Методические приемы: Организационный момент, игровая ситуация,
беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, беседа, экспериментирование,
создание проблемной ситуации, физкультурная минутка-дидактическая игра, анализ,
подведение итогов.
Ход НОД:
Дети входят в группу.
Воспитатель:
— Доброе утро я вам говорю,
Доброе утро! Я вас всех люблю!
Желаю вам хорошо заниматься
Слушать внимательно, ума набираться.
— Ребята, я приготовила вам интересные загадки. Вот первая загадка. Подойдите к
столу (дети находят на столе коробку, с боку которой имеется круглое
отверстие).
— Потрогайте одной рукой то, что лежит внутри коробки, но отгадку не говорите,
держите в секрете («в кулачке»).
— Вот вторая загадка — звуковая (шум морского прибоя, всплеск волн).
— А сейчас скажите мне: что было в коробке и что за звуки вы услышали? О чем
пойдет речь на сегодняшнем занятии? (ответы детей).
— Да, верно, в коробке был кусочек льда, который в ваших ладошках быстро
превратился в воду и звуки морского прибоя вам тоже знакомы. Речь на
сегодняшнем занятии пойдет о воде.
Воспитатель:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить .(Н. Рыжова)
— А вы ребята, как думаете, почему всему живому не прожить без воды?
(ответы детей).
— Верно, о воде еще говорят -водица-живица, то есть вода- это жизнь. А сейчас
пройдите к столику и давайте посмотрим, что на нем стоит (на столе находятся
яблоко, свежая рыбка, веточка бальзамина и картинка с изображением арбуза).
Воспитатель:
— Сегодня мы говорим о воде ,а какое отношение к воде имеет то, что находится
перед вами ( полные ответы детей).
— Я с вами согласна, в арбузе очень много сока, то есть воды ,яблоко тоже
содержит сок. Вода-среда обитания рыбы. Если раздавить пальцами срезанный
стебель веточки бальзамина, мы ощутим влагу. И в листьях тоже содержится вода.
Откуда? Почему?
— Да, верно, цветы поливаем водой, корнями растение всасывает воду и по стеблю
она попадает в листья. А еще бальзамин в народе получил название
«Ванька-мокрый» ,так как перед дождем по краю листочков появляются
многочисленные капли воды. В подтверждение этого рассмотрим проведенный ранее
нами опыт. Веточка бальзамина была поставлена в баночку с водой, окрашенной в
красный цвет.
— Что вы заметили? (ответы детей). Стебель и листья окрасились в желтый цвет.
Это доказывает, что растению необходима вода, растение «пьет» воду и по стеблю
она попадает в листья.
Воспитатель:
— Сейчас я прошу вас закрыть глаза и посмотреть что изменилось? (меняет свежую
рыбку на сухую).
— Верно вы заметили, то что рыбка стала сухая, в ней не стало воды. Куда делась
вода? (ответы детей).
— Верно, вода испарилась, то есть превратилась в пар.
— Приведите примеры когда вы наблюдали испарение воды?(мама вывешивает после
стирки белье на балкон и оно становится сухим, вытирает стол мокрой тряпкой
,моет полы ).
— А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Ходят капельки
по кругу». Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки
(звучит музыка, напоминающая дождь, воспитатель просит надеть детей
маски-капелек, сама надевает маску- тучки и игра начинается).
Воспитатель: я — мама Тучка, а вы, ребята, мои детки капельки, и вам пора
отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели
капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по — одиночке прыгать.
Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки
составляют ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой.
(Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке,
путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в
хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом
вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко
пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки
поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка и
вернулись ко мне маме — Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за
воротники не лезли, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.
— Сейчас мы с вами сделаем вывод: солнце нагревает землю, вода, когда
нагреется, поднимается вверх, там она охлаждается и падает в виде дождя, снега,
обратно на землю, в реки, моря, океаны. Такое явление в природе называют
круговорот воды в природе. Давайте все хором повторим (рассматриваем плакат
«Круговорот воды в природе»). Вода испаряется с поверхности земли под действием
солнца, образует облака, и в виде дождя и снега возвращается на землю.
Круговорот воды в природе происходит ежедневно, в любое время суток, в любую
погоду, в любое время года.
— Продолжаем разговор о воде. Мы говорим о том, что все живое нуждается в воде
и состоит из воды.
— Скажите, а есть ли жидкость в человеке? Что же доказывает, что в нас есть
вода? (ответы детей).
— Да, я с вами полностью согласна, это и слезы, слюни, пот, кровь. А чтобы еще
раз убедиться в этом, мы отправимся в игровой уголок к девочкам и воспользуемся
маленькими зеркальцами из шкатулки.
Воспитатель:
— Возьмите в руки зеркальца, подышите на них приоткрытым ртом и сразу
дотроньтесь до зеркала. Что вы чувствуете? (ответы детей).
— Да, пальчик стал влажным. Этот опыт доказывает, что в человеке есть вода и
при дыхании он её теряет. Давайте снова отправимся в лабораторию (одевают
фартуки и шапочки).
— Прежде, чем приступить к работе вот еще вопрос: откуда мы берем воду?(ответы
детей).
— Как она попадает к нам в дом? (по трубам ,из реки).
— Ребята, вы видели, какая вода течет в реке? (мутная, грязная, темная).
— А из крана течёт какая вода? (чистая, прозрачная).
— Что же за превращение происходит с водой? (её очищают).
— Чтобы попасть в кран воду очищают много машин и аппаратов. В каждом крупном
городе имеются очистные сооружения, в которых поступающая вода из реки проходит
специальную обработку, после чего чистая вода по трубам поступает в дома
жителей. Да и дома у многих из вас есть фильтры для очистки воды
(рассматривание иллюстраций).Таким образом, мы с вами пьем чистую воду.
— Итак, перед вами в стаканах вода из нашей реки Волги. Через стенки стаканов
видно, что вода из реки грязная. И мы займемся тем, что постараемся в нашей
лаборатории очистить воду. Первое, что мы сделаем, это смастерим фильтры. Для
этого возьмем кусочек ваты и кусочек марли, свернутый в четыре слоя. Уложим
вату и марлю в воронку. Воронку установим в чистый стакан. Тонкой струйкой
будем вливать грязную воду из реки в воронку с фильтром.
— Сквозь прозрачные стенки стакана видно, что вода стала чище? Но такую воду
еще пить нельзя. А чтобы добиться еще более хорошего результата при очистке
воды, можно добавить в стакан с очищенной водой, например уголь. Оставить на
некоторое время и снова профильтровать воду. Такая вода будет считаться хорошо
очищенной. Но как много времени мы затратили на очистку всего нескольких
стаканов воды. А взрослым людям, тем, которые трудятся на очистных сооружениях
приходится затрачивать много сил и средств и времени для получения чистой воды.
Поэтому воду нужно беречь и относиться к ней бережно.
Течет река издалека,
Течет река издалека,
Как хороша и глубока,
А может это океан?
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.
— Ребята, сегодня мы на занятие принесли с собой ведерко с водой. Это вода,
которая накапала за ночь из приоткрытого крана. Куда мы денем эту воду? (польем
цветы, вымоем игрушки, постираем кукольное белье). Верно, к воде мы будем
относиться бережно. А чтобы вы всегда об этом помнили, вот этот знак
(перечеркнутый кран, с капелькой воды) мы повесим в умывальной комнате.
— Давайте предложим нашим гостям послушать советы о том, как беречь воду
(ответы детей — зря воду не лить; плотно закрывать кран; не играть с водой,
которая течет из крана; не оставлять без надобности открытые краны). Молодцы,
ребята, ваши советы очень важны.
— А сейчас я предлагаю вам вспомнить всё, что вы узнали о воде на сегодняшнем
занятии (дети совместно с педагогом вспоминают яркие и интересные моменты,
отвечают на вопросы, подводят итог занятия).
Комментарии
Отправить комментарий