Технологическая карта Конспекта по формированию элементарных математических представлений.

Тема занятия: «Измерение объема жидких и сыпучих веществ».

Цель: Учить измерять объем с помощью условной мерки, выделять при измерении часть предмета, равную условной мере.

Задачи: Формировать представления об объеме жидких и сыпучих веществ.

Познакомить детей с мерками для измерения объема веществ.

Обогащать опыт детей через экспериментирование.

Развивать любознательность и познавательную мотивацию.

Развивать воображение и творческую активность.

Оборудование: Демонстрационный материал: 2 банки; мерные стаканчики; кувшины; деревянная ложка, игрушка мышка.

раздаточный материал: геометрические фигуры; крупы, стаканчики, ложки.

Группа (возраст) старшая группа.

Ход занятия

Этапы

Деятельность

педагога

Деятельность

детей

Организация

детей

Коррекционные методы

и приёмы

1. Вводный (ритуал приветствия, разминка)

Игра «Мирилка.».

Воспитатель предлагает детям пройти в комнату. Осмотреться. -Я рада новой встречи с вами. Приглашаю всех ребят встать в один круг.

Тому, кто справа, улыбнись. Тому, кто слева, улыбнись. Тому, кто справа, руку дай. Тому, кто слева, руку дай. Тому, кто справа, подмигни. Тому, кто слева, подмигни. Того, кто справа, обними. Того, кто слева, обними. Ну, вот закончилась игра, На математику пора! Тут затеи и задачи, Игры, шутки – все для вас! Пожелаем всем удачи – За работу, в добрый час!

-Ребята сегодня нас с вами пригласим в гости мышку. Она просит нас оказать ей помощь, вы согласны отправиться в сказочное путешествие . Тогда в путь! Отправимся мы в путешествие на поезде.

Дети проходят в комнату.

Дети становятся в круг. Педагог произносит слова, а ребята выполняют действия, заложенные в слова.

Дети радуются предстоящей встрече и предстоящему путешествию в подземелье к мистеру Кроту.

Дети стоят в кругу.

Дети садятся на стульчики.

Указание.

Речевой прием.

Контроль.

Речевой прием.

Вопрос.

Речевой прием.

Игровой прием.

2.Основной (релаксация, игра).

Игровое «Поезд».

.

Физминутка.

3. Завершающий (ритуал прощания, подведение итогов).

Мы сидели, мы устали, А сейчас мы дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Соберем мы паровоз, чтобы в гости нас повез.

-Ребята, а вот и мышка, просит нас с вами помочь измерить объем круп у нее в кладовой.

-Что вы видите в банках?

- Как вы думаете, какой крупы больше: риса или пшена?

Как это проверить?

-Что необходимо для измерения?

- Можно ли объем крупы измерить полоской или квадратиком? Почему нельзя? Что можно измерить полоской или квадратиком? Чем можно измерить объем крупы?

- Чем удобнее измерять крупу: стаканом или ложкой?

-Посмотрите у нас в банке очень много крупы, поэтому её лучше измерить более крупной меркой- стаканом. Ложкой нам придется очень долго измерять. Чем будет служить стакан?

- Сначала мы с вами измерим объем пшена. Для того чтобы не забыть результат измерения, я буду записывать результат на доске.

Всё ли пшено измерили?

- До каких пор надо продолжать измерение?- Сколько стаканов у нас получилось?

Результат измерения остается на доске. Затем измеряется объем риса и результат записывается на доске.

- Сколько у нас пшена?

- А сколько риса?

Какой крупы оказалось больше, а какой меньше? Почему вы так думаете? Что надо сделать для того, чтобы что- нибудь измерить?

- А сейчас мы с вами решим задачу. Посмотрите на картину, что на ней изображено? Молодцы, ребята. Теперь послушайте задачу: «В кувшин с одной ручкой вошло 7 стаканов молока, а в кувшин с двумя ручками- 8 таких же стаканов. Объем какого кувшина будет больше?»

- Почему?

-Молодцы, ребята. А теперь немного отдохнем.

У оленя дом большой!

Он глядит в своё окошко,

Заяц по полю бежит,

В дверь к нему стучит:

- Тук – Тук!

- Дверь открой! -

- Там в лесу охотник злой!

- Заяц! Заяц, забегай,

- Лапу мне давай.

- А сейчас вы сами будете измерять объем крупы. У вас на столе есть стаканчик с крупой, пустой стаканчик, ложечка, полоска, квадраты. Какую мерку вы выберете?

- Почему не стакан?

-Чтобы не забыть, сколько ложек вы отмерили, надо отсыпав ложку откладывать квадратик на полоску.

-Ребята, молодцы, вы справились с заданием. Мышка благодарит вас за помощь.

Педагог предлагает детям вспомнить, что они узнали нового на занятии, что им понравилось, что запомнили- Ребята, где мы с вами побывали? На чем мы с вами путешествовали? Что мы сегодня делали на занятие? При помощи чего мы измеряли крупу? Одинаковой ли меркой мы измеряли всю крупу? Почему? Молодцы, ребята. Спасибо, занятие окончено.

Дети слушают стихотворение.

-В одной- рисовая крупа, в другой- пшенная.

- Надо измерить объем риса и объем пшена и результаты измерения сравнить.

- Надо выбрать мерку.

- Стаканом или ложкой.

-Нет.

-Стаканом.

- Меркой

Воспитатель вызывает одного ребенка к доске, он измеряет крупу.

-Нет только его часть.

-Пока не будет измерено все пшено.

-6 стаканов.

-5 стаканов.

-Пшена больше.

- Выбрать, что будет измерено и какой меркой?

-Стол, кувшин с одной ручкой, кувшин с двумя ручками, стакан.

-В кувшин с двумя ручками.

- Туда вошло 8 стаканов, а в кувшин с одной ручкой- 7 стаканов, так как 8больше 7, значит объем кувшина с двумя ручками больше.

Дети выполняют движения согласно стихотворному тексту.

- Ложку.

-У нас мало крупы и поэтому удобно будет измерять маленькой меркой, а не большой. (дети приступают к измерению объема)

Дети внимательно слушают педагога отвечают на его вопросы.

Дети находятся около стульчиков.

Дети садятся на стульчики.

Дети садятся за столы перед доской.

Дети становятся в круг.

Дети садятся за столы.

Дети сидят за столами.

Дети садятся на ковер, успокаиваются.

Игровой прием.

Практический метод.

Активизация детей.

Пояснение, разъяснение.

Сюрпризный момент.

Вопрос.

Контроль.

Активизация детей.

Вопрос.

Игровая ситуация.

Указание.

Игровые тренинги, способствующие общению.

Развитие устной речи.

Практический метод.

Вопросы.

Математический прием – измерение сыпучих веществ.

Указание.

Вопрос.

Развитие устной речи.

Практический метод.

Вопросы.

Вопрос.

Вопрос.

Указание.

Активизация детей.

Математический прием – измерение жидких веществ.

Релаксация, позволяющая снять напряжение.

Контроль.

Практический метод.

Указание.

Пояснение.

Активизация детей.

Развитие устной речи.

Практический метод.

Контроль.

Словесное поощрение.

Вопросы.

Развитие устной речи.

Познавательная деятельность детей.

 

Самоанализ занятия.

Тема занятия: «Измерение объема жидких и сыпучих веществ.»

Программное содержание:

  • Познакомить с условными мерками измерения сыпучих и жидких веществ.
  • Уточнить представления о геометрических фигурах
  • Учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя.
  • Содействовать развитию у детей умения общаться.
  • Развивать мышление, расширять представления об окружающем мире.
  • Воспитывать отзывчивость, доброту.

Организационная деятельность, подготовка к занятию.

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен в соответствии с задачами ФГОС, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.

На каждый момент занятия были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

На занятии использовали стакан, как условную мерку.

Выполнение СанПинов к проведению занятий.

Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 30 минут. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа - сидя на стульчиках, сидя за столами. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.

Дидактическая деятельность воспитателя

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей «Коммуникация» (развитие монологической и диалогической речи, умение общаться с взрослыми и со сверстниками) и «Социализация» (умение по примеру взрослого (для детей старшего возраста) или самостоятельно выражать доброжелательность, сопереживать друг за друга). На занятии был применен сюрпризный момент.

Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых воспитатель побуждал детей к самостоятельной, применению накопленного опыта.

Во время занятия была проведена физминутка, чтобы дети отдохнули.

Во время занятия отрабатывались навыки поведения детей (умение выслушивать ответы других, внимательно слушать задания и т. д., поведение детей на занятии регулировала и направляла, поддерживала у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

Я считаю, что поставленные программные задачи в ходе занятия были решены.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога